Печать

Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" был принят 16 июля 1998 года и тем самым положил официальное начало развитию рынка финансовых услуг, благодаря которым можно было, взяв кредит в банке, улучшить свои жилищные условия.

Тем не менее, активный рост ипотечного кредитования, как и в целом розничного кредитования в России, пришелся на 2004-2005 годы. До того момента ипотека не носила массовый характер, а ипотечные кредиты предоставлялись всего несколькими банками, требовался большой первоначальный взнос и сроки кредитования были небольшими.

Следующим этапом развития ипотечного рынка стал кризис 2008 года. Большинством банков был объявлен мораторий на предоставление ипотечных кредитов, многие банки предлагали своим заемщикам провести реструктуризацию кредита с целью снижения нагрузки на семейный бюджет по выплате ежемесячных платежей в погашение кредита. Полноценное восстановление рынка ипотеки произошло только к 2010 году.

В 2012 году ипотечное кредитование в нашей стране вышло на новый этап развития, наблюдался динамичный рост, даже несмотря на некоторый рост процентных ставок.

По данным Банка России, в прошлом году кредитными организациями было предоставлено 691,724 тысячи ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 1,032 триллиона рублей, а средний размер предоставленных кредитов увеличился по России до 1,49 миллиона рублей против 1,37 миллиона рублей в 2011 году.

Прогнозы экспертов по дальнейшему развитию рынка позитивны. Это касается как объемов выдачи ипотечных кредитов, так и удержания ставок на уровне не выше 13% годовых по рублевым кредитам.

В настоящее время рынок ипотечного жилищного кредитования переходит из стадии активного роста в стадию зрелости, когда основной целью его развития является не столько увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов, сколько качественное развитие, повышение уровня конкуренции, снижения банковской маржи, что позволит снизить конечную ставку для заемщика.

В общем, в свое 15-летие российская ипотека уже явно преодолела трудный переходный возраст. Но, в отличие от периода, когда на первом плане были новые продукты и борьба за клиента, появились и более сложные финансовые задачи, связанные в том числе, с увеличением объемов строительства жилья и снижением его стоимости, а также с предложением различных социальных программ ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан.